О РАБОТЕ В ШКОЛЕ В 1926-1941 ГОДАХ

Н. Д. Кукушкина

Директором 209 школы Василеостровского района (теперь 30) с 1923 г. был очень опытный педагог, математик по специальности, Зенон Леопольдович Мышинский. Под его руководством к 1928 году школа выросла до 9-летки (из пятилетки). В школе работали опытные учителя: Ю.А.Беляевская (математик и завуч), О.К.Якимова, Тугаринова-Ковалевская Л.Н., Троицкая Л.А., Сычугова В.А., Бальтинг А.А., Малиновская С.А., Бенедиктова А.Г., Ялымова М.Н., Серкова А.М., Кулакова А.И., Демьянов М.А., Ряхин В.А., Трейвас, Воронина Н.В., Саввичева М.А., Бучерина Н.С., Вязьменская Б.П., Хомутов М.А., Мясникова А.Н. и др.

Директор школы хорошо знал свой педагогический коллектив, часто бывал на уроках, внимательно относился к воспитательной работе в классах и в школе. Определённая система в работе позволяла ему знакомиться с коллективами всех классов, начиная с младших. Он знал учеников не по спискам только, а лично, ибо в конце каждой четверти обязательно приходил на классное собрание в каждый класс начальной и средней школы, посвящённое итогам четверти; классный руководитель докладывал итоги успеваемости и работы класса, а затем Зенон Леопольдович беседовал с учащимися. Это давало ему возможность четко представлять всю картину работы школы к педсовету и атмосферу и настрой учащихся в классах. Не менее хорошо Зенон Леопольдович знал и родителей учащихся, ибо на общих родительских собраниях школы в конце каждой четверти он всегда беседовал с родителями, хорошо зная состав учащихся, их успеваемость, нужды школы и т.д. А после общего собрания родители расходились по классам, где встречались с классными руководителями и учителями.

Школа имела большой авторитет среди населения, и наплыв учащихся был велик.. Не всех желающих она могла вместить. Тогда был следующий порядок записи детей в школу - запись вели в 209 школе во все школы данного участка В.О.района. Запись проходила у директора школы З.Л.Мышинского, где он и беседовал с родителями и учащимися. Школа работала в две смены. Интересно отметить, что урок начинался в 9.10, это исключало опоздания учащихся. Опозданий на уроки не было.

В 209 школе в 1925-26 и последующих учебных годах проводилась практика студентов Пед.института им. Герцена (химический факультет) - так называемая пассивная практика без дачи уроков. Студентам показывали здание школы, размещение классов, обращали внимание на ограждение лестничной площадки 1У этажа металлической сеткой, на металлические кольца на перилах лестницы (чтобы школьники не катались), водили по широким светлым коридорам и огромному залу. Всё это производило неизгладимое впечатление и до сих пор помнится.

В начале 30-х годов в школе было много младших классов. З-х, в частности, было 9 параллелей с буквенными индексами. Занимались они во вторую смену в третьем этаже. Во второй смене были и 5-е классы. Первые классы помещались на 1У этаже, 2 и 3 этажи - для 5-6-7-8-9 классов. Квартира директора школы помещалась в здании школы, где сейчас библиотека школы. Кабинет директора - на 2 этаже, где сейчас лаборантская по химии.

21 мая 1932 г. в "Ленинских искрах" было опубликовано письмо президента Академии наук СССР Александра Петровича Карпинского к пионерам "О пользе знаний". В нашей школе училась внучка академика А.П.Карпинского, Нехорошева, а её мать, Александра Александровна Нехорошева, дочь академика Карпинского А.П., активно работала в родительском комитете школы. И вот директор школы З.Л.Мышинский через родительский комитет пригласил президента Академии наук СССР Александра Петровича Мышнского посетить школу и выступить перед учащимися. Академик Карпинский дал согласие, и вот в конце мая 1932 года Александр Петрович приехал в школу к концу уроков. Все учащиеся собрались в зале школы. Выступал президент Академии наук СССР А.П.Карпинский очень просто и сердечно, учащиеся слушали его, затаив дыхание, и потом долго аплодировали, задавали вопросы, а затем всем скопом бросились провожать. Провожали мы академика Карпинского до машины, стоявшей у школы на 7 линии; он всем пожимал руки, улыбался, и один мальчишка сказал тут же на улице у машины: "О, по делу, он мне руку пожал!!!"

В 1928 году кабинета химии в школе не было, его нужно было создавать. Для кабинета отвели большое классное помещение во втором этаже, где силами учеников и учительницы химии Н.Д.Кукушкиной и был оборудован кабинет химии. Ученики с жаром и старанием внесли в кабинет всё, что могло помочь лучшему усвоению предмета, наглядности урока. Рисовали таблицы, писали выдержки из трудов великих химиков, создали библиотечку. Очень хорошую минералогическую коллекцию собрал ученик 9а класса Серёжа Павлович.

Химия как наука наглядная и интересная привлекла многих любителей и в химические кружки. С особым неослабевающим интересом работали многие учащиеся. Любители химии - кружковцы - устраивали химические вечера в школе, где делали доклады и демонстрировали занимательные опыты по химии. Эти вечера пользовались неизменным успехом и привлекали многих учащихся. Интерес и любовь к химии многие учащиеся сохранил и после школы и пошли в химические вузы и на химические факультеты.

Считаю необходимым отметить хотя бы некоторых из них.

В 1939/40 учебном году окончила школу Надя Галкина (10а), которая, начиная с 7 класса, с увлечением работала в кабинете химии и в химическом кружке при нём, блестяще сдала экзамен по химии в школе, а затем поступила в Химико-технологический институт им.Ленсовета.

Красиков Борис Сергеевич окончил школу в 1939/40 г. Затем окончила химфак Университета, ныне кандидат хим.наук, работает в Университете.

Кок Ирина закончила школу в 1939/40 году, кандидат химических наук, работает в Киеве.

Стуммер Роза окончила Педагогический институт им.Герцена, химический факультет, учительница химии, работала в В.О.районе Ленинграда.

В 1930/31 учебном году ученическая комсомольская организация была немногочисленна, школа тогда была только 8-летняя, старших классов было мало - два седьмых и один восьмой. Секретарём школьной организации была учительница 8 класса Лимберг.

Учителя-комсомольцы в 1928-30 годах состояли на учете в общерайонной комсомольской организации при РОНО; организация немногочисленна; учителя работали в своих школах, помогла школьным комсомольским организациям.

А затем школа была преобразована в семилетку.

И только к концу тридцатых годов школа стала десятилетней.

Тогда было введено новое положение о пионервожатых и комсоргах с заводов, и в старших классах были уже значительные комсомольские группы. Это было в 1938-40-41 годах. В работе школьной комсомольской организации, помимо учителей-комсомольцев, которых было мало, деятельное участие принимали директор школы Зенон Леопольдович Мышинсикй и завуч школы Александра Ивановна Кулакова. А.И.Кулакова была инициативным и энергичным работником, хорошо знала школу, работала в ней с 1920 года учительницей, затем библиотекарем, а с 1933/34 учебного года завучем. В свое время в 1935/36 учебном году на совещании завучей В.О.РОНО докладывала план воспитательной работы, который был рекомендован в школам В.О.района. Пользовалась авторитетом среди учителей и учащихся. Работала в нашей школе с 1920 по 1940/41 г.

В 1939/40 учебном году школу окончили два 10 класса

10-а - кл.рук. Серкова А.М.

10-б - кл.рук. Якимова О.К.

Школа имела уже другой номер - 7 (б.209). Выпускные экзамены прошли успешно. На выпускных экзаменах этих классов директор школы З.Л.Мышинский не присутствовал, он был серьёзно болен, лежал дома, и в день выпускного вечера учащиеся всем классом (поочерёдно 10-а и 10-б) пришли к своему директору с большой благодарностью. Он их тепло напутствовал на пороге большой жизни. А в сентябре 1940 года мы хоронили своего директора, который очень много сделал для школы. Зенон Леопольдович Мышинский работал в нашей школе с сентября 1923 года по сентябрь 1940 года. Он умер в своей квартире в школе. Хоронили его всей школой. Гроб стоял в зале школы. Учителя, работники РОНО, родители и старшие учащиеся стояли в почётном карауле. Венками и цветами был усыпан гроб. Огромная процессия провожала Зенона Леопольдовича до кладбища.

В 1940/41 уч.году окончили школу ещё два 10-х класса. Тогда школа имела другой номер и называлась "26 средняя школа". Директором школы был Фимин Пётр Алексеевич, завучем - Кулакова Александра Ивановна. Выпуск 10-х классов состоялся в июне 1941 года (12 июня), учителя распрощались с учениками и школой до осени, как было обычно и как думалось тогда; начался отпуск с 14 июня 1941 г., а 22 июня 1941 года всех оглушило известие о начавшейся войне! Фашистская Германия напала на Советский Союз. С замиранием сердца все слушали по радио выступление Д.М.Молотова. Начинались дни грандиозной битвы советского народа за независимость, за Родину! Учителя, не спешившие уехать из Ленинграда в отпуск, пришли снова в родную школу. Замещать директора стал учитель математики М.А.Хомутов.

Враг рвался к Ленинграду, город думал о детях. В конце июня и первых числах июля началась эвакуация младших школьников за пределы Ленинграда. Наша 26 школа совместно с 24 школой эвакуировала учеников 2-3-4 классов в Новгородскую область, Валдайский район в дер. Ящерово и др. Сопровождать школьников и работать с ними были назначены учителя нашей школы Кукушкина Н.Д., Троицкая Л.А., Сычугова В.А. и учителя 24 школы, а ткаже врач. Из нашей школы было эвакуировано 199 человек учащихся, преимущественно 2-3 классов, и несколько человек старших школьников, которые помогали учителям (например, Аврора Коршакова, уч.7 кл.)

2 июля 1941 года наш поезд отправился в Новгородскую область. Состоял он из пассажирских вагонов; дети были спокойны, родители утирали слёзы.

Прибыли мы на место к вечеру того же дня; нас встречали на вокзале 2-3 подводы с учителями дер.Ящерово. На подводы погрузили вещи школьников и отправились пешком к месту назначения. В сумерки добрались до деревни, где нам предоставили несколько домов. Спали на полу на соломе и сене. Старшие школьники были со мной в одной избе, другие учительницы - с младшими детьми. Не обошлось без волнений, считали детей в темноте по головам, всё казалось, что кого-то нет, а потом выяснилось, что одна девочка не поехала, а в списке её не успели вычеркнуть. Другая школа разместилась в другой деревне. Утром надо было кормить детей. Учителя собрали свои запасы, сварили, что было, и накормили детей. Начальник всей эвакогруппы был из другой школы, и все запасы-припасы были с ними в другой деревне. Постепенно всё наладилось, стали жить по режиму, ходили в столовую, на прогулки, работали в поле и на огородах. Через некоторое время начали приезжать родители, навещать детей, а то и забирали домой некоторых (казалось, что в Ленинграде безопаснее, чем здесь, в Новгородской области). А потом начались бомбёжки некоторых станций (Угловка и др.) На нас ещё бомбы не сыпались, но в Ленинграде по настоянию родителей решали вернуть детей домой. И вот через 3 или 4 недели после приезда в Новгородскую область всю нашу большую группу (более 300 человек детей) повезли теперь уже в товарных вагонах с нарами домой в Ленинград. Родители нас встречали на вокзале, радостно обнимали и целовали детей, благодарили учителей. А в Ленинграде, как нам казалось тогда, всё было спокойно, и после напряжённой эвакуации мы на время вздохнули свободно!

Но это только казалось! Город жил напряжённой жизнью, велись оборонные работы, шли тяжёлые бои на фронтах, враг рвался к Москве и Ленинграду, Киеву и Одессе!

Нина Дмитриевна Кукушкина, преподаватель химии 30-й школы, работала с 1926 года до середины 1950-х годов. За долгую и плодотворную педагогическую деятельность награждена орденом Трудового Красного Знамени.